Кольчугинские подстаканники из мельхиора известны во всем мире. Именно этот завод стал основоположником эпохи необычной посуды,
которая представляется каждому при упоминании железной дороги.
Несмотря на то что символ активно использовался в домах зажиточных лиц еще до популяризации в поездах,
стандартизация началась в момент передачи заказа в массовое производство одноименному заводу.
Подстаканники Кольчугино поистине считаются произведением искусства, которые не только используются в быту.
Штучные изделия или целые наборы бережно хранятся и передаются потомкам в качестве фамильной драгоценности.
Изначально сырьем для изготовления посуды выступала латунь.
Золотой блеск имитировал драгоценный металл, но существенно удешевлял продукцию. Сегодня ассортимент расширился – медь, мельхиор.
Для усиления физических и декоративных свойств предметы покрываются специальным напылением из никеля, серебра, золота.
В отдельную группу выведены серебряные подстаканники, которые преимущественно используются для формирования семейной коллекции.
В отличие от других материалов металл помимо украшения праздничного стола становится выгодным инвестиционным вложением
Форма посуды стандартная, рассчитанная на размещение стеклянного стакана. Классификация проводится по декоративным свойствам:
-
1. Без покрытия. Считается одним из самых популярных. Характеризуется глянцевой, наполированной поверхностью с отсутствием узоров.
Фигурный акцент может выполняться на ручке.
«Нестареющая классика» привлекательна возможностью нанесения именной гравировки без риска порчи целостности рисунка.
-
2. С чернением. Представляет собой рельефный узор, контуры которого оттенены специальным составом.
Благодаря этому создается объемный эффект. Наиболее выигрышно чернение смотрится на никелированных, медных, посеребренных предметах.
- 3. С позолотой. Покрытие усиливает благородный блеск металла, повышает износостойкость.
Каждый предмет реализуется в подарочной упаковке, которая используется для длительного хранения.
Размеры подстаканников Кольчугино не отличаются от первоисточника. С момента появления стеклянных стаканов для горячих напитков до современности меняется исключительно дизайн.
Форма полностью адаптирована под уже устоявшуюся посуду. Такая стандартизация выбрана неслучайно.
Единая форма стаканов позволяет изготавливать подстаканники в рамках массового производства для поставок в соответствующие учреждения.
При выборе материала учитываются условия эксплуатации. Если предмет рассчитан на интенсивное использование,
предпочтение отдается прочному, износостойкому сырью – латунь, медь, мельхиор.
Для коллекционных изданий применяются драгоценные металлы, или стандартные с ювелирным напылением.
Первый вариант подразумевает технологию заводского штампования по единому трафарету. Во втором покупатель получает штучное произведение искусства ручной работы.
Визуально оба формата различить сложно. Основным критерием служит цена.
Обратите внимание! Оригинальные подарочные подстаканники продаются в фирменных магазинах или узкопрофильных интернет-площадках.
Возрождение эпохи СССР в виде производства подстаканников – сложный литейный процесс, осуществляемый мастерами.
Процедура состоит из нескольких этапов:
-
1. Подготовка станка. «Загружается» заготовка с конкретным узором.
Это необходимо для производства небольшой партии, которая впоследствии передается конкретному заказчику.
Например, определенному направлению поездов. По аналогии создается коллекционное издание, выпущенное к символичной дате.
-
2. Вырубка заготовки. Получаются идентичные «трафареты», из которых делается подстаканник.
-
3. Чеканка рисунка. Вырубленный шаблон переносится на ленту, где формируется заданное изображение.
-
4. Загиб заготовки. Изделию придается форма, подобранная под размер стеклянного стакана.
На этом же этапе медные и латунные пластины закаливаются для усиления физических свойств.
-
5. Закрепление поддона. Дно может быть монолитное или рельефное. Зависит от дизайнерского проекта. Устойчивость достигается специальной каймой.
-
6. Крепление ручки. Пайка проводится вручную из-за высоких требований к точности. В некоторых моделях атрибут отсутствует.
-
7. Нанесение покрытия. Заготовка погружается в специальную ванну для формирования равномерного посеребренного слоя.
-
8. Локальная обработка лаком. Процедура необходима, если запланировано ювелирное напыление.
Подстаканник со стаканом из драгоценных металлов выполняется ювелиром вручную. Мастер разрабатывает проект или работает с готовым эскизом заказчика.
Для справки! Доступным считается вариант, изготовленный методом штамповки. Дизайнерские приборы в единственном экземпляре оцениваются на порядок выше.
Вид посуды не имеет четких дизайнерских рамок. Однако для упрощения поиска нужной модели
ассортимент разделен на несколько тематических групп:
-
1. Советская. Ностальгия по ушедшей эпохе популяризировала подстаканники с атрибутикой СССР
(политические лидеры, знаковые спортивные события, культурные аспекты). Подходит для коллекционеров и желающих сделать оригинальный подарок.
-
2. Железнодорожная. Самый распространенный формат с логотипом РЖД.
Ассоциативное мышление «рисует» в голове картинку со свежезаваренным чаем во время поездки в поездах дальнего следования.
Благодаря такой посуде создается ни с чем не сравнимая романтическая атмосфера.
-
3. Патриотическая. Наносится государственная геральдика, изображение президента,
культовых мест столица и архитектурных достопримечательностей разных городов страны.
Является самым популярным подарком у приезжих.
-
4. На заказ. Изготовление подстаканника по собственному эскизу.
Технология применяется при производстве фамильной посуды. На поверхность наносится фамильный герб, именные инициалы, напутственное послание.
В этом случае рекомендовано заказывать набор (стакан, блюдце, чайная ложка) у одного мастера для передачи стилистики.
На каждую заготовку наносится клеймо, указывающее подлинность предмета.